Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной
степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими
образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт
нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:
1) совокупность
побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, то есть система факторов, детерминирующих
поведение;
2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает
поведенческую активность на определенном уровне.
Возникновение, продолжительность и устойчивость поведения, его направленность и прекращение после достижения цели,
преднастройка на будущие события, повышение эффективности, смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта - все
это требует мотивационного объяснения.
Мотивация и деятельность.
В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения,
поведения). Одна из них - теория каузальной атрибуции. Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом
межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их
будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое
поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим
нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные — внутренними факторами.
Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Не вдаваясь в подробности
этой теории, необходимо отметить, что прямой корреляции между деятельностью и силой мотива достижения успехов и избегания
неудач психологами не обнаружено, ибо кроме силы и характера мотива достижения успехов, результаты деятельности зависят от
сложности решаемых задач, от достижений любых неудач в прошлом, и от иных причин. Зависимость между мотивацией и достижением
успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и
качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком
низком или слишком высоком.
Важное значение имеет соотношение результатов деятельности и тревожности. Психологическими исследованиями установлено,
что деятельность человека в ситуации, порождающей тревожность, непосредственно зависит не от наличия или отсутствия
«личностной тревожности», а от силы «ситуационной тревожности», эффективности принятых для ее снижения контрмер и точности
когнитивной оценки ситуации.
У людей, прежде всего с ярко выраженной личностной тревожностью, возможно возникновение чувства беспомощности. Оно
возникает чаще всего, когда многочисленные прошлые неудачи ассоциируются в сознании индивида с отсутствием у него
способностей, необходимых для успешной и эффективной деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие
попытки и прилагать усилия к выполнению деятельности. В этих случаях наряду со снижением мотивации обычно ощущается нехватка
знаний и эмоционально-положительной стимуляции деятельности.
Мотивация и личность.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам, прежде
всего, можно отнести уже рассмотренный выше мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус
контроля, самооценку, уровень притязаний.
Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.
Мотив избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях,
связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля - характеристика
локализации причин, исходя из которых, человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и
ответственность других людей. Понятие «локус контроля» предложил американский психолог Джулиан Бернард Роттер (род.
1916). Он же разработал специальный вопросник и комплекс методик, выявляющий закономерную связь между локусом контроля и
другими характеристиками личности. Интернальный (внутренний) локус контроля - поиск причин поведения и
ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и
ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих
возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае)
- желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого
рассчитывает добиться человек.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив
оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют
отношение личности к людям. Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними
эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который
проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти - стремление человека
обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм — стремление человека
бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять свои корыстные личные потребности и
интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность - стремление
человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией
агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой
собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.
В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию — психическое состояние человека,
вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к цели или к
решению задачи (переживание неудачи).